www.bjork.com
Bjork

Королева альтернативной музыки никогда не примеряла на себя корону. Она — Королева. Этого достаточно!

Bjork Gudmundsdottir родилась 21 ноября 1965 года в Рейкьявике. Пожалуй, только эта казенная фраза и возможна в ее биографии. Потому что стандартное «описание творческого пути» человека, создающего настолько виртуозную, уникальную, душераздирающе красивую музыку к Бьорк применить сложно. Но тем не менее…

Ее отчим был хиппи (родители Бьорк развелись когда ей было 3 года отроду) и Бьорк, таким образом, была настоящим «ребенком цветов», выращиваемым в свободной атмосфере хипповской коммуны.

Хотя название ее первого самостоятельного альбома «Debut» и предполагало, что это первая работа Бьорк, на самом деле она была профессиональной вокалисткой с самого детства.

Ребенком она изучала флейту, фортепьяно и вокал, сколотив, таким образом, приличный бэкграунд из музыкального образования.

В 1977 году в Исландии, когда Бьорк еще училась в начальной школе, вышел настоящий дебютный альбом Бьорк, который назывался просто и незатейливо — «Bjork». Она записала его в возрасте 11 лет, уже тогда показав себя упорным и целеустремленным человеком. Ее учительница из Рейкьявикской музыкальной школы принесла записи юной певицы на местную радиостанцию, где ими заинтересовался звукозаписывающий лэйбл Falkinn. Запись альбома проходила в августе — сентябре 1977 года на студии Хльоудрита в г. Хафнафьордуре. Мать Бьорк Хильдур Хауксдоуттир пригласила своих друзей — музыкантов басиста Паульми Гуннарссона и ударника Сигурдура Карлссона принять участие в записи, а те в свою очередь подошли к делу со всей серьезностью и привлекли к участию в записи лучших музыкантов Исландии. Всего в альбом вошло 10 композиций, среди которых было несколько исландских фольклорных песен и кавер-версии таких хитов 70-х, как «Christopher Robin» Мэлани, «Your Kiss Is Sweet» Стиви Уандера и «Fool On The Hill» The Beatles, кроме того в альбом также вошла инструментальная композиция «Йоуханнес Кьярваль», которую Бьорк написала сама. В записи альбома Бьорк принимала участие не только как вокалистка, в нескольких песнях она исполнила музыкальные партии на флейте и клавишных. После выхода этой пластинки Бьорк получила очень большую известность в своей родной стране.

До начала сольной карьеры в 1995 году Бьорк успела поработать с тремя группами.

В конце 70-х Бьорк была весьма неравнодушна к панку — в 1979 году она организовала пост-панк группу под названием Exodus, а в следующем году она пела с Jam 80. В 81 году Бьорк и басист Exodus Якоб Магнуссон образовали группу «Tappi Tikarrass» («Заткни стерве (или суке) зад») и записали миньон «Bitid Fast I Vitid» на фирме Spor. Через два года — в 1983 — вышел альбом «Miranda». После этого вместе с Эйнар Ёрн Бенедиктссон и Тором Элдоном (который позже стал ее мужем) она организовала группу Kukl («Колдовство»). До того, как Kukl плавно переросли в Sugarcubes (это случилось летом 1986 года), они выпустили два альбома: «The Eye» (1984) и «Holidays in Europe» (1986).

8 июня 1986 года у Бьорк и ее мужа и гитариста Тора Элдона, родился сын, названный Синдри. В тот же самый день была основана новая группа, включающая двух счастливых родителей, плюс несколько членов Kukl. К концу года они придумали окончательное название группы Sykurmolarnir, или, по-английски, Sugarcubes. Большим успехом для нового коллектива стал выпуск первого же сингла «Birthday» в 1987 году в результате подписания контракта с Elektra Records.



The Sugarcubes стали одной из редких исландских групп, которая смогла вырваться за пределы своей страны. Весной 1988 года в США был выпущен их дебютный альбом «Life's Too Good», который быстро стал англо-американским хитом. В последующие 4 года команда укрепила свою популярность и стала культовой в США и Британии.

Второй альбом «Here Today Tomorrow Next Week» (1989 год), однако, не принес такой же прибыли.

В 90 году Бьорк записала несколько джазовых стандартов и оригинальных композиций с джазовой би-боп группой Trio Gudmundar Ingolfssonar. Свою работу с Трио Гудмундура Ингольфссона Бьорк начала с нескольких совместных выступлений в ночных клубах — ее голос идеально подходил для джазового вокала. Сам процесс создания альбома «Gling-Glo» очень необычен (чего стоит, например тот факт, что для записи 14 песен музыкантам потребовалось всего 17 часов совместной студийной работы). Альбом «Gling-Glo», к сожалению, был выпущен только в Исландии.

Хотя третий альбом Sugarcubes 1992 года «Stick Around for Joy» — был по-настоящему классным, группа распалась в том же году — столь напряженными к тому времени стали отношения между Бьорк и Элдоном. Слава Sugarcubes уже сосредоточилась вокруг Бьорк, но так или иначе, она и сама все больше склонялась к «одиночному плаванию». В 1998 году на лейбле Elektra/Asylum, с которым Бьорк сотрудничает уже много лет, вышел сборник Sugarcubes «Great Crossover Potential» с 14-ю треками с вышедших ранее альбомов.

После этого Бьорк с сыном в 1993 году переехала в Лондон, и начала сольную карьеру. Однако, вместо того, чтобы следовать изощренной гитарной линии Sugarcubes, Бьорк погрузилась в мир танцевальной и клубной музыки.

Она работала с такими корифеями жанра, как Нелли Хупером (продюсером, который до этого был известен по Soul II Soul и Massive Attack), Underworld и Трики. «Debut», ее первый альбом (если не считать исландской пластинки, которую она сделала в 11 лет), не только утвердил ее на новом художественном направлении, но и, став международным хитом, сделал из нее самую оригинальную звезду 90-х.

Первым результатом сотрудничества Бьорк и Хупера стал сингл «Human Behaviour», который увидел свет в июне 1993. Песня вошла в британский Top 40, подготовив успешное 3 место альбома «Debut». В течение 1993 года Бьорк не покидала британский хит-парад с песнями «Venus as a Boy», «Big Time Sensuality», а также «Play Dead». В США хиты «Human Behavior», «Big Time Sensuality» и «Violently Happy» активно крутили рок-радиостанции и MTV. Песни Бьорк были на ура приняты рецензентами и публикой по обе стороны Атлантики. В конце года влиятельнейший британский музыкальный еженедельник «New Musical Express» назвал «Debut» Альбомом Года, а Бьорк стала Вокалисткой и Открытием года по версии BRIT. «Debut» стал золотым в США и платиновым в Британии.

В течение 1994 года Бьорк записывала второй альбом с Нелли Хупером, Трики, Грехем Мэйси из 808 State, Skunk Anansie и Howie B. из Mo'Wax Records. Тогда же она выпустила ремиксы, участвовала в написании музыки к альбому Мадонны «Bedtime Stories» (для которого Бьорк написала песню «Bedtime Story») и выступила на MTV Unplugged. «Army of Me», первый сингл с грядущего альбома Бьорк, вышел весной 1995 года; он дебютировал на десятом месте в Британии и стал альтернативным рок-хитом в США.

«Post», второй альбом певицы, вышел в свет в июне 1995 года и получил хороший прием, добравшись до второго места в Британии и до 32-го в США. Коммерчески он стал не столь успешным, как «Debut», но помог Бьорк стать во второй раз лауреатом премии BRIT. Синглы с «Post» — «Isobel», «It's Oh So Quiet» и «Hyperballad» были успешными в Британии, но не в США.



В конце 1996 года Бьорк выпускает «Telegram» — сборник радикальных ремиксов на песни с альбома «Post», в Штатах сборник выходит в январе 1997 года.

Последний — не менее экспериментальный и яркий — альбом Bjork «Homogenic» вышел в 1997 году.

Об этом альбоме информации довольно мало — и это не удивительно — он записывался более 6 месяцев в уединенной студии на юге Испании. Сама Бьорк в одном из интервью после его выхода назвала альбом «непростым». Известно, что очень сильное влияние на эмоциональный настрой «Homogenic» оказало покушение на жизнь Бьорк — в 1996 году 24-летний поклонник Рикардо Лопес послал ей по почте бомбу, начиненную серной кислотой и видеокассету, где он признается в своей любви к певице и под звуки песни «I Miss You» пускает себе пулю в висок (по другой версии Рикардо Лопес обвинял Бьорк в связи с чернокожим музыкантом Голди, в пользу этого говорит тот факт, что перед самоубийством Рикардо Лопес побрил себе череп и нанес на голову и лицо ритуальную раскраску). Бомбу успели перехватить и обезвредить работники Скотланд-Ярда (посылка была отправлена на домашний адрес Бьорк в Лондоне), но для певицы это стало серьезным психологическим шоком. Ее состояние в полной мере передалось в музыку. По словам Бьорк этот альбом выполнен в едином эмоциональном ключе, что отражено в названии. «Homogenic» — реально не существующее слово, оно ничего не значит, но имеется в виду цельность, однородность. Это качество альбома очень заметно в сравнении с предыдущими альбомами, которые представляли собой калейдоскоп стилей и музыкальных решений.

Последние три года после выхода «Homogenic» Бьорк «задвинула» все свои музыкальные проекты ради работы над картиной «Танцующая В Темноте».

И вот теперь, после окончания работы и над фильмом, и над саундтреком к нему («Selma Songs»), Бьорк продолжает трудиться над новым сольным альбомом.

«Я всё время пишу песни, чтобы оставаться в здравом уме, на данный момент альбом ещё не закончен, но я уже сделала восемь или девять песен, — сказала она в недавнем интервью. — Новый альбом будет прямой противоположностью «Homogenic». Это трудно объяснить, потому, что я нахожусь в середине работы над ним. «Homogenic» был наполнен противостоянием. Эмоционально всё в нём было на одиннадцать, и струнные и ударные. Как будто каждый схватил флаг и трубу и ту-ту-ру-ту!» Бьорк делает вид, что играет на трубе. «Если «Homogenic» был на одиннадцать, то моя новая работа будет на минус одиннадцать. Это очень счастливый альбом, тогда как «Homogenic», я думаю, был злым. Он счастливый и очень тихий, и очень интравертный, и очень микро».



21 Мая 2001 года, Бьорк, как и обещала, выпустила новый альбом — Vespertine. Эксперименты продолжаются…

Сначала — головокружительная для исполнительницы альтернативной музыки сольная карьера и бесконечная вереница престижных музыкальных наград (в том числе «Грэмми», MTV и других), затем — главная роль в нашумевшем фильме известного режиссера Ларса фон Триера «Танцующая в темноте», и, наконец, осенью 2002 года — появление своеобразного собрания сочинений Бьорк — альбом Greatest Hits.

Бьорк неординарно подошла к выбору песен для своего альбома лучших хитов — она не стала обращаться за помощью к рекорд компании или включать в компиляцию песни, лидирующие по продажам — этот выбор Бьорк предоставила сделать своим поклонникам, которые отдавали свои голоса за те или иные песни на ее неофициальном сайте.

В итоге компиляция содержит 14 треков, среди которых такие великие хиты, как «Big Time Sensuality», «Human Behaviour», «All Is Full of Love Hunter», «Isobel», «Possibly Maybe», «It's In Our Hands».



Hosted by uCoz