Королева альтернативной музыки
никогда не примеряла на себя корону. Она — Королева. Этого достаточно!
Bjork Gudmundsdottir родилась 21 ноября 1965
года в Рейкьявике. Пожалуй, только эта казенная фраза и возможна в ее
биографии. Потому что стандартное «описание творческого пути» человека,
создающего настолько виртуозную, уникальную, душераздирающе красивую музыку
к Бьорк применить сложно. Но тем не менее…
Ее отчим был хиппи (родители Бьорк развелись когда ей было 3 года отроду)
и Бьорк, таким образом, была настоящим «ребенком цветов», выращиваемым
в свободной атмосфере хипповской коммуны.
Хотя название ее первого самостоятельного альбома «Debut» и предполагало,
что это первая работа Бьорк, на самом деле она была профессиональной вокалисткой
с самого детства.
Ребенком она изучала флейту, фортепьяно и вокал, сколотив, таким образом,
приличный бэкграунд из музыкального образования.
В 1977 году в Исландии, когда Бьорк еще училась в начальной школе, вышел
настоящий дебютный альбом Бьорк, который назывался просто и незатейливо
— «Bjork». Она записала его в возрасте 11 лет, уже тогда показав себя
упорным и целеустремленным человеком. Ее учительница из Рейкьявикской
музыкальной школы принесла записи юной певицы на местную радиостанцию,
где ими заинтересовался звукозаписывающий лэйбл Falkinn. Запись альбома
проходила в августе — сентябре 1977 года на студии Хльоудрита в г. Хафнафьордуре.
Мать Бьорк Хильдур Хауксдоуттир пригласила своих друзей — музыкантов басиста
Паульми Гуннарссона и ударника Сигурдура Карлссона принять участие в записи,
а те в свою очередь подошли к делу со всей серьезностью и привлекли к
участию в записи лучших музыкантов Исландии. Всего в альбом вошло 10 композиций,
среди которых было несколько исландских фольклорных песен и кавер-версии
таких хитов 70-х, как «Christopher Robin» Мэлани, «Your Kiss Is Sweet»
Стиви Уандера и «Fool On The Hill» The Beatles, кроме того в альбом также
вошла инструментальная композиция «Йоуханнес Кьярваль», которую Бьорк
написала сама. В записи альбома Бьорк принимала участие не только как
вокалистка, в нескольких песнях она исполнила музыкальные партии на флейте
и клавишных. После выхода этой пластинки Бьорк получила очень большую
известность в своей родной стране.
До начала сольной карьеры в 1995 году Бьорк успела поработать с тремя
группами.
В конце 70-х Бьорк была весьма неравнодушна к панку — в 1979 году она
организовала пост-панк группу под названием Exodus, а в следующем году
она пела с Jam 80. В 81 году Бьорк и басист Exodus Якоб Магнуссон образовали
группу «Tappi Tikarrass» («Заткни стерве (или суке) зад») и записали миньон
«Bitid Fast I Vitid» на фирме Spor. Через два года — в 1983 — вышел альбом
«Miranda». После этого вместе с Эйнар Ёрн Бенедиктссон и Тором Элдоном
(который позже стал ее мужем) она организовала группу Kukl («Колдовство»).
До того, как Kukl плавно переросли в Sugarcubes (это случилось летом 1986
года), они выпустили два альбома: «The Eye» (1984) и «Holidays in Europe»
(1986).
8 июня 1986 года у Бьорк и ее мужа и гитариста Тора Элдона, родился сын,
названный Синдри. В тот же самый день была основана новая группа, включающая
двух счастливых родителей, плюс несколько членов Kukl. К концу года они
придумали окончательное название группы Sykurmolarnir, или, по-английски,
Sugarcubes. Большим успехом для нового коллектива стал выпуск первого
же сингла «Birthday» в 1987 году в результате подписания контракта с Elektra
Records.
The Sugarcubes стали одной из редких исландских групп, которая смогла
вырваться за пределы своей страны. Весной 1988 года в США был выпущен
их дебютный альбом «Life's Too Good», который быстро стал англо-американским
хитом. В последующие 4 года команда укрепила свою популярность и стала
культовой в США и Британии.
Второй альбом «Here Today Tomorrow Next Week» (1989 год), однако, не принес
такой же прибыли.
В 90 году Бьорк записала несколько джазовых стандартов и оригинальных
композиций с джазовой би-боп группой Trio Gudmundar Ingolfssonar. Свою
работу с Трио Гудмундура Ингольфссона Бьорк начала с нескольких совместных
выступлений в ночных клубах — ее голос идеально подходил для джазового
вокала. Сам процесс создания альбома «Gling-Glo» очень необычен (чего
стоит, например тот факт, что для записи 14 песен музыкантам потребовалось
всего 17 часов совместной студийной работы). Альбом «Gling-Glo», к сожалению,
был выпущен только в Исландии.
Хотя третий альбом Sugarcubes 1992 года «Stick Around for Joy» — был по-настоящему
классным, группа распалась в том же году — столь напряженными к тому времени
стали отношения между Бьорк и Элдоном. Слава Sugarcubes уже сосредоточилась
вокруг Бьорк, но так или иначе, она и сама все больше склонялась к «одиночному
плаванию». В 1998 году на лейбле Elektra/Asylum, с которым Бьорк сотрудничает
уже много лет, вышел сборник Sugarcubes «Great Crossover Potential» с
14-ю треками с вышедших ранее альбомов.
После этого Бьорк с сыном в 1993 году переехала в Лондон, и начала сольную
карьеру. Однако, вместо того, чтобы следовать изощренной гитарной линии
Sugarcubes, Бьорк погрузилась в мир танцевальной и клубной музыки.
Она работала с такими корифеями жанра, как Нелли Хупером (продюсером,
который до этого был известен по Soul II Soul и Massive Attack), Underworld
и Трики. «Debut», ее первый альбом (если не считать исландской пластинки,
которую она сделала в 11 лет), не только утвердил ее на новом художественном
направлении, но и, став международным хитом, сделал из нее самую оригинальную
звезду 90-х.
Первым результатом сотрудничества Бьорк и Хупера стал сингл «Human Behaviour»,
который увидел свет в июне 1993. Песня вошла в британский Top 40, подготовив
успешное 3 место альбома «Debut». В течение 1993 года Бьорк не покидала
британский хит-парад с песнями «Venus as a Boy», «Big Time Sensuality»,
а также «Play Dead». В США хиты «Human Behavior», «Big Time Sensuality»
и «Violently Happy» активно крутили рок-радиостанции и MTV. Песни Бьорк
были на ура приняты рецензентами и публикой по обе стороны Атлантики.
В конце года влиятельнейший британский музыкальный еженедельник «New Musical
Express» назвал «Debut» Альбомом Года, а Бьорк стала Вокалисткой и Открытием
года по версии BRIT. «Debut» стал золотым в США и платиновым в Британии.
В течение 1994 года Бьорк записывала второй альбом с Нелли Хупером, Трики,
Грехем Мэйси из 808 State, Skunk Anansie и Howie B. из Mo'Wax Records.
Тогда же она выпустила ремиксы, участвовала в написании музыки к альбому
Мадонны «Bedtime Stories» (для которого Бьорк написала песню «Bedtime
Story») и выступила на MTV Unplugged. «Army of Me», первый сингл с грядущего
альбома Бьорк, вышел весной 1995 года; он дебютировал на десятом месте
в Британии и стал альтернативным рок-хитом в США.
«Post», второй альбом певицы, вышел в свет в июне 1995 года и получил
хороший прием, добравшись до второго места в Британии и до 32-го в США.
Коммерчески он стал не столь успешным, как «Debut», но помог Бьорк стать
во второй раз лауреатом премии BRIT. Синглы с «Post» — «Isobel», «It's
Oh So Quiet» и «Hyperballad» были успешными в Британии, но не в США.
В конце 1996 года Бьорк выпускает «Telegram» — сборник радикальных ремиксов
на песни с альбома «Post», в Штатах сборник выходит в январе 1997 года.
Последний — не менее экспериментальный и яркий — альбом Bjork «Homogenic»
вышел в 1997 году.
Об этом альбоме информации довольно мало — и это не удивительно — он записывался
более 6 месяцев в уединенной студии на юге Испании. Сама Бьорк в одном
из интервью после его выхода назвала альбом «непростым». Известно, что
очень сильное влияние на эмоциональный настрой «Homogenic» оказало покушение
на жизнь Бьорк — в 1996 году 24-летний поклонник Рикардо Лопес послал
ей по почте бомбу, начиненную серной кислотой и видеокассету, где он признается
в своей любви к певице и под звуки песни «I Miss You» пускает себе пулю
в висок (по другой версии Рикардо Лопес обвинял Бьорк в связи с чернокожим
музыкантом Голди, в пользу этого говорит тот факт, что перед самоубийством
Рикардо Лопес побрил себе череп и нанес на голову и лицо ритуальную раскраску).
Бомбу успели перехватить и обезвредить работники Скотланд-Ярда (посылка
была отправлена на домашний адрес Бьорк в Лондоне), но для певицы это
стало серьезным психологическим шоком. Ее состояние в полной мере передалось
в музыку. По словам Бьорк этот альбом выполнен в едином эмоциональном
ключе, что отражено в названии. «Homogenic» — реально не существующее
слово, оно ничего не значит, но имеется в виду цельность, однородность.
Это качество альбома очень заметно в сравнении с предыдущими альбомами,
которые представляли собой калейдоскоп стилей и музыкальных решений.
Последние три года после выхода «Homogenic» Бьорк «задвинула» все свои
музыкальные проекты ради работы над картиной «Танцующая В Темноте».
И вот теперь, после окончания работы и над фильмом, и над саундтреком
к нему («Selma Songs»), Бьорк продолжает трудиться над новым сольным альбомом.
«Я всё время пишу песни, чтобы оставаться в здравом уме, на данный момент
альбом ещё не закончен, но я уже сделала восемь или девять песен, — сказала
она в недавнем интервью. — Новый альбом будет прямой противоположностью
«Homogenic». Это трудно объяснить, потому, что я нахожусь в середине работы
над ним. «Homogenic» был наполнен противостоянием. Эмоционально всё в
нём было на одиннадцать, и струнные и ударные. Как будто каждый схватил
флаг и трубу и ту-ту-ру-ту!» Бьорк делает вид, что играет на трубе. «Если
«Homogenic» был на одиннадцать, то моя новая работа будет на минус одиннадцать.
Это очень счастливый альбом, тогда как «Homogenic», я думаю, был злым.
Он счастливый и очень тихий, и очень интравертный, и очень микро».
21 Мая 2001 года, Бьорк, как и обещала, выпустила новый альбом — Vespertine.
Эксперименты продолжаются…
Сначала — головокружительная для исполнительницы альтернативной музыки
сольная карьера и бесконечная вереница престижных музыкальных наград (в
том числе «Грэмми», MTV и других), затем — главная роль в нашумевшем фильме
известного режиссера Ларса фон Триера «Танцующая в темноте», и, наконец,
осенью 2002 года — появление своеобразного собрания сочинений Бьорк —
альбом Greatest Hits.
Бьорк неординарно подошла к выбору песен для своего альбома лучших хитов
— она не стала обращаться за помощью к рекорд компании или включать в
компиляцию песни, лидирующие по продажам — этот выбор Бьорк предоставила
сделать своим поклонникам, которые отдавали свои голоса за те или иные
песни на ее неофициальном сайте.
В итоге компиляция содержит 14 треков, среди которых такие великие хиты,
как «Big Time Sensuality», «Human Behaviour», «All Is Full of Love Hunter»,
«Isobel», «Possibly Maybe», «It's In Our Hands».
|